Motion Capture используется для персонажной анимации, создания реалистичных движений и даже воссоздания физических взаимодействий с окружающей средой. Подробно рассмотрим, что такое motion capture, как работает эта технология, где и как она используется, и можно ли попробовать ее самостоятельно.
Motion Capture (моушен кепчер) — это технология захвата движения, которая используется для того, чтобы записывать реальные движения объекта или человека и переводить их в цифровой формат. Она популярна в индустрии CG (Computer Graphics), но её также используют в медицине и научных исследованиях.
Моушен кепчер позволяет записывать и воспроизводить реальные движения объекта или человека, превращая их в анимацию. Это позволяет ускорить создание анимаций для игр и фильмов.
Этот метод используется для персонажной анимации, создания реалистичных движений и даже воссоздания физических взаимодействий с окружающей средой. Мы подробно рассмотрим, что такое motion capture, как работает эта технология, где и как она используется, и можно ли попробовать ее самостоятельно.
Данные, полученные с помощью различных систем, обрабатываются программным обеспечением, которое позволяет использовать их для анимации персонажей и объектов.
Технология позволяет аниматорам точно копировать движения актера или другого объекта и переносить эти движения в цифровую среду.
Процесс анимации становится более быстрым и качественным, обеспечивая невероятную детализацию и реалистичность движений. Моргание, выражение лиц и точность жестов можно передать с помощью технологии motion capture.
Как работает технология захвата движения?
Она работает на основе различных принципов. Чаще всего в качестве основного инструмента для захвата движений используют камеры, датчики, маркеры для фиксации движений с высокой точностью.
Процесс захвата движения можно разделить на несколько этапов:
Подготовка объекта или персонажа — актёры или объекты надевают специальные костюмы (можно обойтись и без них), оборудованные маркерами или датчиками, которые будут фиксировать каждое движение.
Запись движения — камеры или датчики фиксируют каждый шаг, поворот и движение, которые выполняет объект. Эти данные затем могут быть использованы для создания мокап-анимированного персонажа.
Обработка данных — собранные данные обрабатываются с помощью специализированного программного обеспечения (прим.: rokoko.com), которое переводит их в цифровую анимацию, передавая все особенности движений.
Motion capture позволяет создавать не только реалистичную анимацию движений, но и такую, где персонажи могут выполнять фантастические действия, такие как полеты, сражения, трюки или прыжки на огромные расстояния, что сложно и трудозатратно без использования технологии.
Виды систем захвата движения
Существует несколько типов, каждый из которых подходит для определенных целей и имеет свои особенности. Могут использоваться различные подходы к захвату данных:
Тип системы
Применение
Преимущества
Недостатки
Оптическая система
Видеоигры, фильмы, анимация
Высокая точность и реалистичность движения
Требует много камер и дорогостоящего оборудования
Инерционная система
Спортивные тренировки, VR/AR
Компактность и подходит для ограниченных пространств
Меньшая точность по сравнению с оптической системой
Механическая система
Виртуальные тренажеры, индустрия
Высокая точность и стабильность
Ограниченная свобода движений
Гибридные системы
Мультимедийные проекты, игры
Совмещение лучших характеристик других систем
Высокая стоимость
Системы с датчиком глубины
Видеоигры, интерактивные системы
Позволяют фиксировать движения в 3D-пространстве
Ограничения по точности и сложности установки
Каждый тип системы обладает уникальными особенностями, которые могут быть применимы в различных областях, от создания видеоигр до кино и медицинских исследований.
Технология захвата движения в играх
Motion capture используется для того, чтобы персонажи и объекты двигались максимально реалистично, имитируя движения реальных людей или объектов. Это особенно важно там, где персонажи взаимодействуют с окружающей средой и другими героями. Технология позволяет создавать плавные анимации, включая бег, прыжки, драки, танцы и другие динамичные действия. А также без неё сложно представить кинематографические кат-сцены.
Использование приемапомогает улучшить визуальное качество анимаций, обеспечивая высокую точность движений и синхронизацию действий с окружающей средой. В жанре экшн или спортивных симуляторах такие детали, как положение тела или направление взгляда, могут иметь огромное значение для игрового процесса. Захват движений актёров позволяет создавать более реалистичную физику взаимодействий, а также обеспечивает полное погружение.
Анимация персонажей: бег, прыжки, удары, танцы и другие движения персонажей становятся намного правдоподобнее.
Мимика и эмоции: захват выражений лиц позволяет персонажам не только двигаться, но и показывать эмоции, делая их более человечными.
Взаимодействие с окружающим миром: можносоздавать анимации взаимодействий с предметами, другими игроками и окружающей средой, например, захват персонажем оружия или взаимодействие с объектами.
Технология захвата движения в кино
В кино технологияактивно используется для создания цифровых персонажей и спецэффектов. Технология позволяет анимировать персонажей, которые физически невозможны или трудно воспроизводимы в реальной жизни. Вспомним таких культовых героев, как Голлум из «Властелина колец».
Применение этой технологии в кино дает режиссерам и аниматорам возможность создавать даже самые сложные сцены, такие как акробатические трюки или экстремальные движения, не прибегая к дублерам. Это также позволяет создавать реалистичную интеракцию между реальными актерами и цифровыми персонажами.
Основные способы применения в кино:
Персонажная анимация: персонажи могут выполнять любые действия, включая сложные трюки, не ограниченные физическими законами.
Симуляция экстремальных движений: для создания сложных сцен и трюков в фильмах motion capture позволяет точно и безопасно воспроизвести движение.
Интеракция с реальными актерами: использование технологии позволяет смешивать реальные и цифровые элементы в кадре, что значительно расширяет возможности для создания спецэффектов.
Motion Capture в анимации мультфильмов
В мультфильмах технология позволяет значительно ускорить процесс создания анимации и сделать движения персонажей более органичными и живыми. Особенно это актуально для тех мультфильмов, где персонажи должны выполнять сложные движения, такие как танцы, трюки или другие динамичные действия.
Как попробовать motion capture самостоятельно?
Для тех, кто интересуется этой технологией, но не имеет доступа к профессиональному оборудованию, существуют несколько способов попробовать моушен капчер в домашних условиях. Например, можно использовать смартфоны, камеры и программы, предназначенные для захвата движений. Хотя качество будет значительно ниже, чем у профессиональных студий (что можно исправить при желании), такие эксперименты помогут понять принцип работы технологии и дадут возможность создать свои собственные анимации для ваших проектов.
Подготовьте пространство: выберите место, где можно свободно двигаться.
Используйте мобильные устройства или камеры: установите приложение для захвата движений.
Запишите движение: для начала можете попробовать простые движения (приседания, прыжки, удары и т.д.).
Обработайте данные: с помощью программы преобразуйте захваченные данные в анимацию.
Просмотрите результат: попробуйте улучшить анимацию и сделать ее более точной в одной из программ для работы с анимациями (прим.: Autodesk Maya).
Варианты базового оборудования
Смартфоны на Android или iOS две штуки, два USB удлинителя.
Две веб-камеры, два USB удлинителя.
Смартфон (iOS/Android), веб-камера, два USB удлинителя.
Активируем пробный период и жмем на Create your First Animation:
Жмем на Start Recording:
Отсюда качаем нужные нам для калибровки камер файлы (после это нужно распечатать в формате A4 и лучше закрепить на чем-то жестком, чтобы было легче было откалибровать) далее жмем Next:
Разрешаем использование камер:
Далее ранее настроенные камеры должны подключиться к сервису, это может не сработать, если камеры используются в других приложениях, тогда нужно отключить сторонние приложения.
В дальнейшем происходит калибровка по внутренней инструкции сервиса.
4. Калибруем софт от Rokoko
Изображения, которое нужно распечатать и разместить на жесткой основе (чтобы избежать проблем с калибровкой), после чего откалибровать камеры, следуя за инструкциями на сайте:
В выделенную область на вашем экране, которая отвечает за часть изображения с камеры нужно показать распечатанный ранее лист A4.
Изображение для калибровки пола:
Далее происходит калибровка пола, чтобы определить оси трехмерного пространства:
Конкретные изображения лучше качать с их сайта, здесь они для примера.
5. Надеваем контрастную одежду
Одежда должна быть четко видна на фоне стены у которой будет проходить запись. Если она будет сливаться с фоном, то записать не получится.
6. Записываем анимацию
Теперь нужно начать запись и в рамках допустимой области вам нужно выполнить базовые действия.
Можно делать, то что вам кажется интересным, главное не выходить из рабочей области двух камер:
Далее называем вашу анимацию и качаем файл в формате .fbx:
Его можно импортировать во все основные программы для анимации:
Autodesk Maya
Blender
Также такую анимацию можно сразу использовать в Unreal Engine, если вы работаете с ним.
Оставьте свои контактные данные, с вами свяжутся в течении 40 минут
Генеральный директор DCS в подкасте «+100 монет»
Генеральный директор Dreamcraft Studio стал гостем подкаста «+100монет», где рассказал, как игры могут стать мощным инструментом для бизнеса. Получился живой и интересный разговор, в котором затронули множество тем.